Алоис Ирасек, О Кроке и его дочерях.

В правление Чеха в народе царили совет да любовь. Люди уважали друг друга, были честны и обходительны. У хлевов не было затворов, у дверей - замков. О грабеже да краже не было и помина. Каждый владел достатком, и беден был только тот, кто не хотел работать. Таких тунеядцев изгоняли из общины.
После смерти Чеха народ осиротел. Не стало над ним главы, и правда сгинула. Начались между соплеменниками раздоры и ссоры, то об угодьях, то о межах. Стали друг друга теснить и затевать свары. Злоба с каждым днем разрасталась, и, когда пришлось больно тяжко, люди собрались на могиле Чеха и, потолковав между собой,сказали:
- Выберем воеводу, который бы правил нами, судил и рядил нас.
Порешив так, послали к Леху, брату Чеха, просить, чтобы он пришел и восстановил порядок. Однако Лех, не собираясь оставаться в Коуржиме, посоветовал чехам просить Крока, владыку сильного рода. Крок обитал в граде, названном его именем, в лесах на реке Мже подле Збечно. Был он богат, очень набожен, отличался мудростью и проницательностью, так что не только люди его рода, но и из других родов стремились к нему, как пчелы к улью, за советом и руководительством. Послушались чехи совета Лехова и единогласно постановили просить Крока быть их судиею и правителем.
Поставили столец на могиле Чеха и на тот столец посадили Крока. Надели ему на голову шапку Чеха, в руки дали его же посох и поклонились ему, как правителю своему.
Тем временем Лех послал послов на выход солнца, чтобы поискали новой земли. За горами, за рекою Одером, послы высмотрели землю пространную, плодородную, никем не занятую. Простившись с Кроком, Лех с своим родом и челядью отправился на избранные места. Осев там, он построил города: Гнездно, названный так от множества орлиных гнезд, и Краков, получивший название в честь Лехова сына.
Крок же стал править чешской землею, судить, рядить и мудрости учить. Местопребыванием своим он избрал град Будеч. Там была школа, в которой обучали языческому богослужению, старинным напевам, пророчествам и волхвованиям. В те времена волхво-вание почиталось великою наукою, и человек, одаренный вещим духом, считался любимцем богов. Там-то мудрый Крок любил молиться и погружаться мыслями в таинственную глубину веков.
Однажды, чувствуя потребность оглянуться на прошедшее и вдуматься в будущее, Крок приказал в течение трех дней не беспокоить его. Оставшись один, он вступил в просторную горницу самого большого строения в Будече и начал молиться, принося жертвы богам лесов, гор и вод. Было это в священную, таинственную летнюю ночь, когда на всех возвышенностях горели костры и в ночной тиши раздавались песни девиц и юношей.
Крок молился, взывая к богам и всем духам, чтобы дали они ему весть и наставление о будущем. Много дивных откровений получил Крок в эту великую ночь. Откровения эти, ясные и пространные, записал он на березовой коре и отдал на хранение дочерям своим.
Потом позвал лехов и старост и сообщил им нечто из того, что открылось ему в эту ночь, говоря так:
- Не придется мне здесь долго оставаться. Ненадежен Будеч. Надо поискать другое место.
Все согласились с ним, и он, выбрав послов, наказывал им:
- Завтра перед восходом солнца выступайте и идите на полдень. Когда придете к Влтаве-реке, боги укажут вам место.
Пошли и точно нашли место на правом берегу Влтавы, на скалистом мысу, окруженном густыми лесами. В тени этих лесов могучая река катила свои воды. В нее почти отвесно погружалась высокая скала, на которой перед заходом солнца остановились послы, взирая на противоположный луговой берег и синевшие за ним леса на холмах.
Река заворачивала на восход, и в том месте, среди лесистых берегов, весело шумели ее пороги. Окинув взором скалистый мыс и его окрестности, послы воскликнули вещим голосом:
- Вот то место, которое предназначено нам.
Так же сказал Крок, и все старшины, сев на буйных коней, поехали осмотреть избранное место и окрестности его. И поставили тут град, всё строения из толстых дубовых и сосновых бревен. Были тут обширные палаты, потолки которых поддерживались могучими столбами; были и маленькие, уютные горенки. Были обширные дворы и надворья для народных собраний. Народ собирался по различным причинам - либо на публичное жертвоприношение, либо на избрание воеводы; иногда затем только, чтобы найти у правителя суд и расправу.
Где позволяла почва, выкопали глубокие рвы, насыпали валы, на валах поставили высокие бревенчатые стены с вышками. В одном конце установили тяжелые ворота, которым целое бревно служило затвором.
Близ града, в буковой роще бил сильный ключ. Из него черпали воду чистую, прозрачную, как кристалл. Ключ тот назвали Езерка, а град, вздымавшийся высоко над Влтавою - Вышеградом. И стал тот град славен и знаменит у всего чешского племени. Весть о могуществе его дошла до соседних племен и даже до чужеземных стран.
В этот славный град торжественно ввели Крока и семью его. Великим почетом и любовью окружили мудрого воеводу, в правление которого восстановилось в краю прежнее благоденствие. Люди могли спокойно трудиться; копья, стрелы и иное оружие служило только для уничтожения хищных животных. Люди пахали землю, рубили деревья и корчевали пни, расширяя поля и угодья, и поселений все прибывало.
Всего было у них в изобилии, и стад и хлеба. Мир царил в чешской земле, пока Крок правил ею, а правил он более тридцати лет.
Когда же он отошел к праотцам, его оплакивал весь народ. В могилу его, возле могилы воеводы Чеха, захоронили урну с его останками и оружие.
У мудрого воеводы осталось три дочери: Казн, Тета и Либу-ше. Юность свою девы эти провели в Будече, где учились премудрости вместе с девами и юношами своего рода и теми, которые приходили от иных родов, как, например, Пршемысл из рода Ста-дицев.
Между всей молодежью, как стройные лилии между лесными цветами, выделялись Кроковы дочери: они отличались ученостью, мудростью и красотою; их статный высокий рост и прекрасные черты невольно останавливали взоры.
Кази знала целебные свойства трав и кореньев; ими она лечила всякие немощи человеческие. Иные недуги она заговаривала именем богов и мощных духов. Сила ее волхвования была так велика, что сами судьбички являлись к ней на помощь, и больной получал исцеление в такую минуту, когда казалось, что уже пробил его последний час. После смерти отца Кази избрала местом жительства град, стоявший у горы Осек, близ реки Мже, и град этот стал называться ее именем: Казин-град.
Другая дочь Крока, Тета, обучена была всем тонкостям языческого богослужения. В граде своем Тетине, стоявшем на крутом утесе над Мже, она ввела торжественное богослужение с жертвоприношением и научила обывателей почитать богов и бояться бесов. Сама же она нередко удалялась на гору Поглед, возвышавшуюся над Тетином, и у жертвенника на скале, под дубом молилась на oзаход солнца, воскуряя фимиам мрачному идолу. Уединение не пугало ее ни днем, ни в сумерках ночи.
Но наибольшую преданность питали чехи к младшей дочери Крока, Либуше. Была она красива, стройна, приветлива и в то же время величава; в речи - положительна, разумна, так что суровые воины невольно сдерживали голос и обдумывали выражения, когда возлюбленная княжна шла мимо; а старцы, умудренные опытом, величали ее, говоря:
- Прекраснее матери и мудрее отца.
И тихонько сообщали друг другу, что когда княжна бывает в экстазе, то выражение лица ее меняется, а глаза загораются.
Одержимая вещим духом, она проникает во тьму будущего и узнает, чему быть надлежит.
После смерти Крока сошлись лехи, владыки и множество людей в священной роще у Езерки, пришли и Кроковы дочери. В тени старых буков, дубов и лип старшины родов держали совет и единогласно решили избрать правительницей младшую дочь Крока, Либуше. Весь народ без исключения одобрил это решение.
Старая роща огласилась радостными кликами, и эхо разнесло их по реке до дальних лесов. Молодую княжну, увенчанную и зарумянившуюся от волнения, с торжеством повели в священный Вышеград. По сторонам шли ее сестры, Казн и Тета, и их женская свита; впереди и позади выступали статные лехи и старосты, знаменитые по происхождению и заслугам.
Привели Либуше на просторное надворье воеводского терема и посадили на каменный столец под кудрявою липою, где сиживал ее отец, мудрый судья и владетель.
У Либуше был свой град, Либушин, что поставила она возле Збечно, но после своего избрания она стала жить в Вышеграде и мудро управлять народом чешским.

OCR Lopatin Dmitry, (c) Prag.ru

Вернуться к списку литературы


PRAG.RU / Реклама

(c) PRAG.RU - Сервер о путешествиях в Прагу

Права использования: Свободное распространение при условии сохранения ссылки на www.Prag.ru